Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Художественный мир поражает спецификой использования различных лексико-грамматических конструкций. Каждое художественное произведение можно считать поистине уникальным, так как в нем отражается художественный стиль писателя.
Лингвокультурология является интегративной областью исследований, включающей исследования в области культурологии, лингвистики и этнолингвистики, и представляет собой изучение неразрывной связи между языком и культурой. При этом язык понимается как антропологический феномен, поскольку восприятие мира, которое отражает язык, направлено на человека, т.е. антропоцентрично.
Одним из важнейших объектов антропоцентризма является внешний вид человека. Описание внешности занимает важное место в этико-эстетической картине любой цивилизации, а также в жизни каждого человека, поскольку лежит в основе самооценки и внешней оценки внешности человека. В то же время критерии и стандарты внешнего вида имеют национальные различия, обусловленные определенными культурными особенностями, которые также отражаются в художественных произведениях.
В лингвистической науке особый интерес прикован к особенностям использования и роли отдельных частей речи, категорий, которые играют важную роль в истолковании содержания и способов его передачи. Одной из таких категорий является прилагательное.
Прилагательное занимает важное место в системе частей речи современного русского языка. Это наиболее употребляемая часть речи после существительного и составляет 20% словарного запаса [1]. Умение понимать и использовать значение прилагательных показывает уровень коммуникативной компетентности изучающего русский язык. Имя прилагательные не только помогают выразить любой речевой оборот информативно, полно, адекватно и художественно, но и способны в разных своих формах служить выразителем субъективных коммуникативных задач автора речи»» [5, 24]. Нас интересует выяснение роли прилагательных, описывающих внешний вид и поведение человека, в языке писателя.
Актуальность исследования. Изучение качественных прилагательных в творчестве писателя имеет неоспоримое преимущество. Они позволяют объективно регистрировать функции качества, расширять представление о потенциальных значениях определенной части речи, создавать резервы качества для данного автора и определять уникальность их использования. Обращение в этом аспекте к творчеству Ф.М. Достоевского мотивировано, в первую очередь, значением его творчества в русской и мировой литературе. Ф.М. Достоевский – общепризнанный классик мировой литературы, чьи художественные открытия оказали огромное влияние на литературу. Особый стиль художественного текста и некая трагичность в его произведениях позволяет рассмотреть особенности использования качественных прилагательных и их роли в описании.
Цель исследования - рассмотреть лексико-грамматические признаки качественных прилагательных в тексте произведениях Д.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объект исследования - лексико-грамматические признаки качественных прилагательных.
Предмет исследования – особенности выражения лексико-грамматических признаков качественных прилагательных в тексте произведениях Д.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть имя прилагательное как часть речи;
2. Выделить особенности качественных прилагательных;
3.Провести анализ лексико-грамматических признаков прилагательного на материале произведения Д.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Материалом исследования послужили качественные прилагательные в тексте произведения Д.М. Достоевского «Преступление и наказание». Совокупную выборку составили 145 качественных прилагательных.
В процессе работы с учетом цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Описательный метод, позволивший упорядочить теоретические положения о предметах изучения.
2. Метод синтеза данных об изучаемых предметах для получения результата о взаимосвязи предметов изучения.
3. Метод сплошной выборки материала анализа качественных прилагательных в произведении.
Базой для написания работы послужил анализ научной и лингвистической литературы по теме исследования, в том числе научные труды учёных, внёсших наибольший вклад в изучение лингвистической роли прилагательного в языковой картинке мира (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, М.А. Шелякин, Т.А. Иванова и др.).
Теоретическая значимость результатов исследования прослеживается в:
- обобщение и систематизации признаков и свойства прилагательного как особой части речи;
- анализе принципов классификации прилагательного и сложности их оценки;
- анализе использования лексико-грамматических признаков прилагательного в описании героев художественного произведения.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе были выделены особенности выражения внешности человека посредством использования качественных прилагательных.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны студентам по специальности «Лингвистика» в качестве дополнительной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Теоретические аспекты использования качественных прилагательных в художественных произведениях
1.1 Прилагательное: лингвистический анализ
Лексика любого языка поражает своей многогранностью, многоаспектностью, вариативностью. Именно поэтому не все люди способны к изучению языков, так как помимо лексики необходимо учитывать и связки слов, их переменчивость значений. Все это показывается, что лексический состав любого анализ уникальный.
В основе лексики положены слова, которые формируют словарный состав. В языке различают три вида словаря:
- номинативный словарь характеризуется именем существительным;
- атрибутивный словарь формируется из имён прилагательных;
- предикативный анализ представлен собственно глаголами [4].
В нашем исследовании особого внимания заслуживает имя прилагательное.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. В речи оно используется только в сочетании с именем существительным, и выполняет в предложении роль определения, либо именной части составного именного сказуемого.
Поскольку имя прилагательное как самостоятельная часть речи обладает двумя аспектами: семантическим и грамматическим, в лингвистике существуют разные точки зрения относительно его отличительных особенностей.
По мнению В. В. Виноградова, имя прилагательное выделяется в первую очередь на основе семантической и синтаксической общности лексем: «Имя прилагательное − это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые обозначают признак предмета (качественный, относительный или указательно-определительный) и которые являются определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже частями речи».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). Изд. 2— е. [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Высш. школа, 1972. – 614 с.
2. Горбачевич, К. С. Синонимичные прилагательные в произведениях А.П. Чехова. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. [Текст] / К.С. Горбачевич. –Л., 1963. –17с.
3. Гужва, Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя [Текст] / Ф.К. Гужва. - Киев: Изд-во «Радяньская школа», 1987. - 213 с.
4. Земская, Е.А. Проблемы словообразования на современном этапе / Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова //Вопросы языкознания [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/suffiksalnoe-slovoobrazovanie (дата обращения 05.12.2023).
5. . Иванова, Т. А. Имя прилагательное, имя числительное в аспекте РКИ: Учеб. пособие [Текст] / Т.А. Иванова / Отв. ред. К.А. Рогова. – СПб: Филол. фак—т СПбГУ, 2003. – 75 с.
6. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Маслова.. — М., 2001. — 32 с.
7. . Мильбрет, А. А., Привлекательность / непривлекательность внешнего облика человека в русской лингвокультуре [Текст] / А.А. Мильбрет. – СПб., 2014. —24c.
8. Николаева, Г.А. Лекции по русскому словообразованию [Текст] / Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – 188 с.
9. Русская грамматика. Т.I. Фонетика. Фонология, Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст]. – М.: Наука, 1980. –783c.
10. Фомина, М. И. Современный русский язык: Учебник / - 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М.И. Фомина. - М.: Логос, 2002. —528 с.
11. Шелякин, М. А. Функциональная грамматика русского языка [Текст] / М.А. Шелякин. – М.: Рус. Яз., 2001. – 288 с.
Словари
12. Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка. Около 500 антонимических гнезд. Справочное издание. Научный редактор И.А. Васюкова. Дизайн обложки Е.В. Матершевой [Текст] / Л.А. Введенская. - М.: Астрель, 2003. —445 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] – М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.
Материалы исследования
14. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. [Текст]. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 5 — 1989.